Безопасность грузовых перевозок зависит не только от мастерства водителя и состояния автомобиля, но и от того, как закреплены грузы. Для России это еще более актуальны из-за большого расстояния и неважного состояния дорог. Плохо закрепленный товар способен из-за инерции разбиться и создать угрозу для дорожного движения транспорта.
Пожалуй, самый распространенный способ крепления грузов в нашей стране — метод прижима. Его цель — обеспечение максимально высокого коэффициента трения и поддержание наибольшей прижимной силы, развиваемой натяжным устройством. Данный способ перевозки грузов регламентируются европейским стандартом EN 12195-2 «Крепление груза. Безопасность. Крепежные стяжные ремни из химических волокон».
Стяжные ремни, одни из востребованных крепежных приспособлений, как раз годятся для этого и призваны сберечь сам товар и транспортное средство. Ремни позволяют закрепить все виды грузов – хрупкие, крупногабаритные, бытовую технику, мебель. Более того, простота использования стяжных приспособлений сокращают время работ до 30%.
Основные элементы ремня — синтетическая лента, крюк для крепления и натяжное устройство (храповик).
Лента, как правило, производится из из 100% высококачественного полиэстера. Также используется полипропилен и полиамид. Полиэстеровые ленты легки и эластичны, позволяя, тем самым, надежно зафиксировать груз. Материал устойчив к воздействию погоды и внешней среды, технического масла, другим химическим материалам, а также к истиранию.
Разрывная нагрузка у стяжных ремней в "Нордик Винд" идет в диапазоне от 1,2 до 10 тонн. При складывании вдвое данная величина удваивается. Всегда помните, что стяжные ремни нельзя использовать для подъема грузов.
Ленты различаются по коэффициенту прочности: SF2 и SF3, соответственно 2:1 и 3:1. SF3 чуть дороже, зато материал плотнее и дольше прослужит. Лента SF2 соответствует всем стандартам, однако срок эксплуатации меньше, как и цена.
Удлинение ленты при достижении максимальной допустимой рабочей нагрузки (LC) происходит менее 7%.
Крюки выступают соединительными элементами ремня. Они надежны в эксплуатации и обеспечивают высокое качество крепления, поскольку создаются из легированной стали согласно европейским стандартам качества.
Натяжное устройство (храповый механизм или рэтчет) также создается в соответствии с европейскими стандартами и сделаны из легированной стали.
В его основе цельная стяжная лента, натяжной элемент и два крюка. Его используют для объединения грузов в одно целое.
Двухкомпонентный ремень используют для крепления грузов прижимом.
Согласно европейскому стандарту 12195-2 на каждом стяжном ремне должна быть бирка со следующей информацией:
Производитель (наименование и символ).
Год выпуска.
Материал изготовления ременной ленты.
Длина крепежного ремня в метрах
Допустимая рабочая нагрузка (LC) в daN.
Стандартная ручная сила (SHF).
Сила предварительного натяжения (STF) в натяжном рычаге в daN, при креплении прижимом.
Код производителя.
Указание на соответствие стандарту EN 12195-2.
Удлинение при максимально допустимой рабочей нагрузке (в %).
Указание «НЕ ПОДНИМАТЬ ТОЛЬКО КРЕПИТЬ».
*1 daN = 1,02кгс
Цвет бирки стяжного ремня сообщает о материале ременной ленты:
Полиэстер (PES) — голубой
Полипропилен (РР) — коричневый.
Полиамид (РА) — зеленый.
Другие материалы — белый.
При выборе грузоподъемности стяжных ремней стоит учесть форму и вес груза, а также коэффициент трения-скольжения. Рекомендуется для четкого прижима товара применять от двух и более ремней.
Существуют следующие правила использования ремней:
Задействовать целые, неповрежденные ремни. Обязательно проверять на предмет повреждений.
При выборе ремня соблюдать указанные на бирке критерии допустимой рабочей нагрузки.
Ленту крепить равномерно по поверхности груза.
Не связывать в узел.
Ремни не протягивать по острым кромкам или острой поверхности.
Ремни класть так, чтобы они не перекручивались и обхватывали груз на полную ширину.
Не использовать для подъема груза
.
После крепления груза обязательно проверяйте возможность отсоединения храповика, насколько прочно он закрыт. При этом запрещено использовать посторонние предметы для усиления натяжения.
Также стоит обратить внимание на отсутствие в крепление ремнями обратного толчка — отдачи. Когда стоящий под нагрузкой натяжной рычаг при открытии не отскакивает более чем на 15 см.
В ходе эксплуатации контролируйте износ ленты, а именно:
Разрыв или разрез нити не превышают 10%.
Отсутствуют разрывы на полную ширину ременной ленты, либо по кромке.
Нет повреждений соединительных швов.
Нет деформаций ременной ленты из-за теплового воздействия (трение).
Нет повреждений вследствие воздействия агрессивных веществ (химикалии).
Присутствует маркировка, которую легко прочитать.
В противном случае, ленту использовать нельзя и стоит заменить на новую.
Храповой механизм выводится из эксплуатации при наличии трещин, разломов, высокой степени коррозии.
Деформация (изгиб) щелевого вала относится к серьезным недостаткам.
Крюки снимаются из эксплуатации по таким причинам, как:
Разломы или трещины.
Существенная деформация.
Значительная коррозия.
Расширение зева (отверстие) крюка более 5%.
При креплении груза рекомендуется применять только соответствующие условиям соединительные элементы ремней.